СЕМЬ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

1. Надо любить то, что делаешь и идти вперёд шаг за шагом (И. Павлов).
2. Интеллигентом нельзя притвориться (Д. Лихачев).
3. Вежливость воспитывается только вежливостью (В. Джемс).
4. «Магическая десятка»: посчитай до десяти прежде, чем дать волю своему
гневу. И он покажется вам противным. (В. Джемс).
5. Мудрец ищет всё в самом себе, а глупец – в другом человеке (Конфуций).
6. Никакая большая победа не возможна без маленькой победой над самим
собой (Л. Леонов).
7. Первые шаги всегда самые трудные (Р. Тагор).
ЗАПОВЕДИ НАЧИНАЮЩЕМУ СПЕЦИАЛИСТУ
1. Окунись в свою работу и тогда ничто не помешает тебе плодотворно
работать.
2. Будь приветливым – и будешь смелым.
3. Не будь самонадеянным и сможешь стать лидером.
4. Умей требовать и прощать.
5. Верь в уникальные способности каждого учащегося.
6. Будь компетентен и будь уверенным.
7. Верь, что каждого учащегося можно научить, только для этого необходимо
время.
8. Претворяй процесс обучения в радость.
9. Будь для учащегося не руководителем, а соперником, тогда он сможет
превзойти тебя.
ПАМЯТКА НАЧИНАЮЩЕМУ СПЕЦИАЛИСТУ
1. Тщательно готовься к занятиям. Обязательно пользуйся поурочным планом
и придерживайся всех его пунктов. Возьми себе за правило наличие
поурочного плана является для тебя допуском на занятие.
2. Идя на занятие, ты должен досконально знать, куда пришёл, для чего, что
будешь делать, будет ли это эффективно.
3. Приходи в кабинет до звонка, чтобы приготовить все необходимое для
проведения занятия.
2
4. Огляди учебную группу, особенно недисциплинированных учащихся.
Старайся показать красоту и привлекательность организованного начала
занятия, стремись к тому, чтобы на это с каждым разом уходило всё меньше
и меньше времени.
5. Энергично начинай занятие. Не спрашивай: «Кто не подготовил домашнее
задание?» — это приучает школьников к мысли, что домашнее задание
можно не выполнять. Веди занятие так, чтоб каждый учащийся был
постоянно занят делом. Помни: паузы, медлительность, бездеятельность –
враги дисциплины.
6. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием
проблемных ситуаций, мозговым штурмом. Контролируйте темп занятия,
помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю
группу. Особенно наблюдайте за теми, у кого неустойчивое внимание.
Предупреждайте попытки нарушить рабочий порядок.
7. Чаще обращайтесь с просьбами, вопросами к тем учащимся, которые
отвлекаются на уроке, занимаются посторонними делами.
8. Комментируя оценки знаний старайтесь быть деловым, заинтересованным.
Укажите учащемуся, над чем ему необходимо поработать, чтобы получить
лучшую оценку.
9. В конце занятия дай общую оценку группе и отдельным учащимся. Пусть
дети почувствуют удовлетворенность от результатов своего труда. Старайся
замечать позитивное в работе недисциплинированных учащихся, но не
делай это часто и незаслуженно, за незначительные усилия.
10. В случае недисциплинированности учащихся старайся обходиться без
помощи других. Помни: наведение дисциплины с помощью чужого
авторитета не даст пользы, а только навредит. За поддержкой лучше
обратиться к группе.
СОВЕТЫ ОПЫТНЫХ КОЛЛЕГ НАЧИНАЮЩЕМУ СПЕЦИАЛИСТУ
1. Перед занятием проверьте все ли на месте, нет ли лишних предметов у
доски, на столе, чисто ли в классе.
2. Рационально используйте каждую минуту занятия.
3. Объясните ученикам цель, задачи, занятия.
4. Объясняя новый материал, старайтесь выделить проблемы, предлагайте
учащимся решать их самостоятельно.
5. Не спешите исправлять ошибку учащегося, лучше если её исправят он сам.
6. Старайтесь организовать самостоятельную работу на занятии – предлагайте
учащимся больше писать, решать примеры, творить.
3
7. На занятии каждый ученик должен быть на виду, к каждому ищите
индивидуальный подход.
8. Используйте все возможности для реализации принципов развивающего
обучения.
9. Обращайте внимание на воспитательные аспекты занятия: трудолюбие,
бережливость, способности, дружелюбие.
10.Домашнее задание давайте дифференцированно, с подробным объяснением,
до звонка. Не задерживайте учащихся после звонка.
11.Помните: каждое занятие особенное, не должно быть похож на предыдущее
12.Посещайте занятия старших преподавателей. Применяйте у себя их
позитивный опыт.
13.Помните, что наивысший педагогический успех – это улыбка на лице
учащегося.

Авторы: Анистратенко Л. И. [210-522-156 ], Анистратенко E. А. [222-577-639

ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВОК ЦЕЛЕЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

 

Характеристика
деятельности учащегося
Цель обучения Результат обучения
I уровень. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Узнавание, припоминание, общее
представление, различение, ориентация…
Сформировать (дать)
представление…
Ознакомить с …
Высказывает общее суждение, называет (используя очевидные
признаки), различает (по очевидным признакам), распознает (по
очевидным признакам), руководствуется…
II уровень. ПОНИМАНИЕ
Осознание, осмысление, установление
причинно-следственных связей,
преобразование (трансформация)
материала (например, из словесной формы
в математическую), интерпретация
знаний (истолкование, раскрытие,
объяснение смысла)…
Сформировать знания…
Дать понятие…
Сформировать понятие…
Излагает, объясняет, описывает, определяет, раскрывает,
трактует, формулирует…
III уровень. ПРИМЕНЕНИЕ
Деятельность (интеллект, практика) в
знакомой ситуации: по образцу,
алгоритму, с подсказкой…
Научить…
Сформировать умение…
Выработать навык…
Обучить…
Развить умения…
Закрепить умения…
Анализирует, аргументирует, включает, выводит, выявляет,
группирует, доказывает, заключает (делает заключение),
классифицирует, комментирует, обобщает, обосновывает,
оперирует, отбирает, оценивает (дает оценку), распределяет,
соотносит, сравнивает, устанавливает, характеризует…
Апробирует, внедряет, выполняет, демонстрирует, измеряет,
использует, испытывает, обеспечивает, организует, оформляет,
планирует, проверяет, производит, разрабатывает,
рассчитывает, расшифровывает, регулирует, решает, собирает,
соединяет, составляет, устраняет, читает, эксплуатирует…
IV уровень. ТВОРЧЕСТВО (ПЕРЕНОС)
Деятельность в новых условиях, перенос
знаний и умений в новую ситуацию,
видение новой проблемы в традиционной
ситуации, видение структуры объекта,
видение новой функции объекта в
отличие от традиционной, учет
альтернатив при решении проблемы,
комбинирование и преобразование ранее
известных способов деятельности при
решении новой проблемы…
Научить применять знания и
умения в… условиях…
Научить решать нетиповые задачи
находить пути разрешения
противоречий, действовать в
нестандартной (нетиповой)
ситуации…
Видоизменяет, выделяет, импровизирует, интегрирует,
интерпретирует, комбинирует, конструирует, корректирует,
моделирует, модернизирует, модифицирует, обновляет,
переносит, перестраивает, преобразовывает, прогнозирует,
проектирует, систематизирует, совершенствует, типизирует…