Сценарии

«РЕЛИГИИ НЕБЕСНОЙ СЕСТРА ЗЕМНАЯ…»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Проведение такого вечера обусловлено возросшим за последние годы интересом наших людей к познанию своего внутреннего мира, их стремлением к приобретению духовного и психо­логического опыта, позволяющего проникнуть в глубину внутреннего «Я», найти ту невидимую нить, что связывает мир человека с миром Природы, Космоса.

Содержание вечера ограничено рамками русской духовной поэзии. Проводить его рекомендуем с однородной аудиторией: это могут быть как люди верующие, так и проявляющие интерес к поиску своего духовного пути. Полезно будет проведение данного мероприятия для группы старшеклассников как дополнение к учебной программе.

В помещении, где будет проводиться вечер, создайте обстановку тепла и уюта, включите негромко музыку, выставите для обозрения репродукции икон знаменитых мастеров, зажгите свечи. Неплохо бы оформить специальную книжную выставку под названием «Весь мир — Божественных даров святая чаша», где собраны книги духовной тематики.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ:

Духовность и поэзия – это две составляющие. Во все времена человек пытался понять своё предназначение в этом мире, осознать торжество света над тьмой, истины над ложью, добра над злом. Все талантливые поэты и писатели во всякое время затрагивали в своих произведениях духовно – нравственные проблемы, показывали устремлённость человеческой души к добру и свету.

Те, кто внимательно вчитывались в русскую классику — поэзию или прозу — поражались обильем в ней моральных и религиозных мотивов и сюжетов. Действительно, русские поэты, от великих до самых скромных и теперь почти забытых, посвятили религиозным темам множество своих произведений. Стремление к Богу, ощущение духовного мира и божественных основ мироздания характерны для русской поэзии…

Что объединяет поэтов, принадлежащих к разным эпохам и поколениям? Наверное, главное — Вера и интенсивная яркая жизнь Души. То, что сказала Марина Цветаева по отношению к себе, мог бы повторить каждый из них: «Вся моя жизнь — роман с собственной Душой».

У каждого человека свое устремление к Господу Богу, свои просьбы, свои раскаяния, свои благодарения.

 

ЧТЕЦ:

 

…Не тем, Господь, могуч, непостижим

Ты пред моим мятущимся сознаньем,

Что в звездный день Твой светлый серафим

Громадный шар зажег над Мирозданьем…

Нет, Ты могуч и мне непостижим

Тем, что я сам, бессильный и мгновенный,

Несу в груди, как оный серафим,

Огонь сильней и ярче всей Вселенной.

(А. Фет)


1 ВЕДУЩИЙ:

Удивительная вещь – поэзия! Она заставляет нас по-новому смотреть на мир, дает возможность показать свои чувства, которые накопились в сердце. Нас всегда удивляет, как поэты возвышенно, точно и лаконично умеют выразить свою мысль.

Хорошие стихи – всегда тайна. Мир без стихов не рухнет, но станет беднее и унылее в духовном плане.

 

2 ВЕДУЩИЙ:   

 

Поэзия чарует нас как приятной, ласкающей слух формой, так и своим ярким и вдохновляющим содержанием. Ее звуки, полные чудной музыки, отрешая от обыденной суеты, влекут нас в мир красоты небесной. Благодаря стихам мы можем глубже почувствовать полноту жизни с ее радостями и тревогами.

А самая высшая красота – это религиозное чувство. И когда поэзия воплощает это чувство, ее впечатление неотразимо. Поэт делается пророком, который показывает озаренную солнцем вершину созерцания… Поэтому прав был  В. Жуковский, когда называл поэзию земной сестрой небесной религии, светлым маяком, зажженным Самим Создателем, чтобы во тьме житейских бурь нам не сбиться с пути.

 

ЧТЕЦ:

 

От света светов луч излился,

И добродетель родилась

В тьме мир дремавший пробудился.

Земля весельем облеклась;

 

В священном торжестве природа

Объемлет дар для смертных рода;

От горних, светлых стран небес

Златой, блаженный век спустился,

Восторг божественный вселился

Во глубине святых сердец.

 

1 ВЕДУЩИЙ:

У выдающегося церковного писателя начала X века Иоанна Экзарха Болгарского в книге «Шестодневы» есть такие слова: «Когда слышим, как певчие птицы поют всякими голосами прекрасные песни, соловьиные трели, голоса дроздов и соек, иволг и дятлов, кузнечиков и цикад, ласточек и жаворонков, и иных птиц, а они бесчисленны, – тогда мы, умиляясь, славим Творца».

 

ЧТЕЦ:

 

Я творю Красоту, потому что она

Этот мир возвести к горним высям должна

Так, как Тот, кто разлил в поднебесье зарю,

Светом внутренним свет этот зримый творю.

Как сухие дрова в ароматном костре,

Так сгорает все зло в бесконечной заре.

И когда сквозь все небо заря разлита

Красота есть любовь, а Любовь – Красота

В судный час, когда пламя в нас смотрит в упор,

Не мешайте душе восходить на костер,

И бросаться в огонь, и срываться туда,

Где слезинкою Божьей повисла звезда,

Где наш стихший Отец омывает в слезах

Нас с тобой, отмывая от вечности – прах.

 

2 ВЕДУЩИЙ:

«В начале было Слово. И Слово было у Бога. И слово был Бог». Можно ли точнее, чем в этой евангельской цитате, передать единство словесного и божественного начал? Если талант дается Богом, то и слово, которым поэт выражает свои мысли, должно быть посвящено и тем самым возвращено Ему.

Потребность «говорить Богу», открываться Всевышнему присуща едва ли не всем русским поэтам. Их слово рвется из души ввысь,  к Творцу, как ответ на Его тихий зов.

 

 

ЧТЕЦ:

 

Сегодня Бог проснулся утром рано…

Он жалобы и просьбы почитал…

И людям из кувшина без обмана

Желаемое в сердце наливал…

Но не у всех открыто было сердце

И место есть для Чуда не у всех.

То завистью, враждой подпёрта дверца…

То жадность не даёт налить успех…

А у кого-то до краёв разлита

Печаль и безысходность, вот беда

И Бог жалел, что сердце это скрыто…

Любви хотел налить, да вот куда?

И Бог грустил, что люди не умеют

Сердца и души чистить от обид…

Они с годами в сердце каменеют

И сердце превращается в гранит…

 

 

Но Бог ходил, смотрел и улыбался,

Когда сердца влюблённые встречал.

Он брал кувшин и от души старался,

Им счастье в сердце бережно вливал…

А люди постепенно расплескали

Подаренную Богом благодать

И всех вокруг в утрате обвиняли,

Забыв в самих себе вину искать…

Ведь если б мы могли прощать и верить,

Любить, благодарить и отпускать

То Бог бы мог не каплей счастье мерить,

Кувшин волшебный мог бы весь отдать…

Сегодня Бог проснулся на рассвете.

Огромный ящик с просьбами у ног…

А рядом лишь один без просьб конвертик:

«Благодарю за всё тебя, мой Бог…»

 

1 ВЕДУЩИЙ:

 

Великий ученый М. В. Ломоносов, отец русской поэзии, нередко обращался в стихах к религиозной тематике. Так, в одном из своих стихотворений-псалмов он взывает к Богу с молитвой:

 

Меня в сей жизни не отдай

Душам людей безбожных,

Твоей десницей покрывай

От клеветаний ложных

 

Голос русских поэтов, обращенный Богу, это голос скорби и надежды, это высшее состояние духа.

Среди духовных стихов особо выделяются посвященные Христу и Богоматери.

 

ЧТЕЦ:

 

За всё тебя, Господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.

Я одинок и ныне – как всегда.

Но вот закат разлил свой пышный пламень,

И тает в нём Вечерняя Звезда,

Дрожа насквозь, как самоцветный камень.

И счастлив я печальною судьбой,

И есть отрада сладкая в сознанье,

Что я один в безмолвном созерцанье,

Что всем я чужд и говорю – с тобой.

(И. Бунин)

 

 

2 ВЕДУЩИЙ:

А знаете ли вы, когда на земле прозвучала первая молитва, кто ее произнес и к кому она была обращена?

Первое дыхание пробудившейся жизни и было первым звуком вечной неустанной молитвы, благодарственного гимна своему Творцу.

Русский народ хранит много поэтических молитв. Встав до восхода солнца, человек тотчас молился Богу, испрашивая его помощи на все добрые дела.

 

ЧТЕЦ:

Господи, дай мне с душевным спокойствием

встретить все, что принесет мне наступающий день.

Дай мне всецело предаться воле Твоей святой.

На всякий час сегодня во всем наставь и поддержи меня..

Какие бы я ни получил известия в течение дня,

научи меня принять их со спокойной душой

и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.

Во всех словах и делах моих

руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех непредвиденных случаях

не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой.

Научи меня прямо и разумно

действовать с каждым членом семьи моей,

никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести

утомление наступающего дня

и все события в течение дня.

Руководи моею волею и научи меня молиться

верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

 

1ВЕДУЩИЙ:

Так молились старцы Оптиной пустыни.

«Молитва вообще есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу», – такое определение молитве дано в «Библейской энциклопедии».

Существуют молитвы разные: краткие, как вздох, покаянные и благодарственные, и безмолвные молитвы есть, утренние и вечерние, перед началом и после окончания любого дела, при вселении в новый дом, перед дорогой ….

Для любого события в жизни предусмотрена молитва. Однако в центре христианского мира навсегда осталась Господня молитва, та, что дал Иисус Христос своим ученикам, ядро вероучения – «Отче наш». В строчках его текста заложены нравственные основы жизни последующих поколений.

 

2 ВЕДУЩИЙ:

Как высший источник поэзии для всех народов и как источник духовной жизни вообще понимал религию А.С. Пушкин. Духовная поэзия проходит красной нитью через всё его творчество.

Именно он создал поэтическое переложение Молитвы Господней (Отче наш), которая является главной для всех верующих.  Поэт обращается к Всевышнему  через молитву.

 

ЧТЕЦ:

 

Я слышал – в келии простой

Старик молитвою чудесной

Молился тихо предо мной:

«Отец людей, Отец Небесный!

Да имя вечное Твое

Святится нашими сердцами;

Да придет царствие Твое,

Твоя да будет воля с нами,

Как в небесах, так на земли.

Насущный хлеб нам ниспошли

Своею щедрою рукою;

И как прощаем мы людей,

Так нас, ничтожных пред Тобою,

Прости, Отец, Своих детей;

Не ввергни нас во искушенье,

И от лукавого прельщенья

Избави нас»!..

Перед крестом

Так он молился.

Свет лампады

Мерцал впотьмах издалека,

И сердце чуяло отраду

От той молитвы старика

 

1ВЕДУЩИЙ:

У каждого человека свое устремление к Богу, свои просьбы, свои раскаяния, свои благодарения. Сколько людей, столько и молитв.

Но молитвой благодарения – «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь», – как правило, начинается и завершается любая христианская молитва. Славя Творца, человек славит и его творение – природу, и природа в едином радостном порыве поет вечную песнь – Гимн Жизни!

ЧТЕЦ:

Дивным узором цветы расцвели,
Господи, Слава Тебе!
Благоухает дыханье земли,
Господи, Слава Тебе!
Неугасимые зори горят,
Господи, Слава Тебе!
Коростели за рекою кричат,
Господи, Слава Тебе!
… Птицы поют в тайниках своих гнезд,
Господи, Слава Тебе!
Вечность сияет в сиянии звезд,
Господи, Слава Тебе!
                      (А. Солодовников « Христос Воскресе»)

2 ВЕДУЩИЙ:

Сколько тревоги и суеты в каждом человеке! И порой кажется, что одна только молитва способна умиротворить и умудрить нас.

 

…Молитва – исцеление от грусти,

И будь мохнат и страшен в жизни сумрак,

В нем «Отче наш» затеплит сразу свечи.

Древа, фиалки, ландыш, это – свечи,

Они поют «Воистину воскресе!»

                       (К. Бальмонт. «Церковь»)

1ВЕДУЩИЙ:

О молитве написано много. Кажется, нет такого поэта, который не сложил бы о молитве несколько благоговейных строк. Давайте вместе полистаем страницы творчества талантливых авторов. К своему немалому удивлению, вы обнаружите у многих известных поэтов стихотворение с одним и тем же названием – «Молитва». Это Михаил Лермонтов, Николай Языков, Евгений Баратынский, Аполлон Григорьев, Владимир Венедиктов, Марина Цветаева, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Максимилиан Волошин и многие другие.
Что объединяет поэтов, принадлежащих к разным эпохам и поколениям? Наверное, главное – Вера и интенсивная яркая жизнь Души. То, что сказала Марина Цветаева по отношению к себе, мог бы повторить каждый из них: «Вся моя жизнь – роман с собственной Душой».

2 ВЕДУЩИЙ:

Самым религиозным из русских поэтов Николай Бердяев назвал Михаила Лермонтова.
В духовной поэзии его стихотворение «Молитва» может служить  примером молитвы-прошения. В нем автор, обращаясь к Богоматери, молит о защите «девы невинной», прообразом которой, как считают литературоведы, была возлюбленная поэта Варенька Лопухина.

ЧТЕЦ:

 

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Не я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную –
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

2 ВЕДУЩИЙ:

Тихой радостью, сопровождающей молитву, душевным покоем наполнены строки стихотворения Сергея Есенина.

 

ЧТЕЦ:

За горами, за желтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами
От озер водяной ветерок.

Не за песни весны над равниною
Дорога мне зеленая ширь –
Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь.

Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идешь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту.

Кроток дух монастырского жителя,
Жадно слушаешь ты ектенью,
Помолись перед ликом Спасителя
За погибшую душу мою.

 

1 ВЕДУЩИЙ:

          Пожалуй, первым из русских поэтов XX века, сумевших выразить  прорыв  в духовной поэзии, был Борис Пастернак:  это «Стихотворения Юрия Живаго»…, «Магдалина»…, «Рождественская звезда»…

ЧТЕЦ:

На протяженье многих зим
Я помню дни солнцеворота,
И каждый был неповторим
И повторялся вновь без счета.

И целая их череда
Составилась мало-помалу –
Тех дней единственных, когда
Нам кажется, что время стало.

Я помню их наперечет:
Зима подходит к середине,
Дороги мокнут, с крыш течет
И солнце греется на льдине.

 

И любящие, как во сне,
Друг к другу тянутся поспешней,
И на деревьях в вышине
Потеют от тепла скворешни.

И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И дольше века длится день,
И не кончается объятье.         

(«Единственные дни»)

2 ВЕДУЩИЙ:

Вторит Пастернаку Иосиф Бродский в стихотворениях «Рождественская звезда», «Разговор с Небожителем», в поэме «Исаак и Авраам». Поэт никого не упрекает, не жалуется на судьбу, более того – он благодарен Небожителю за испытания.

ЧТЕЦ:

 

Не возоплю: «Почто меня оставил?!»
Не превращу себя в благую весть!
Поскольку боль – не нарушенье правил.
Страданье есть способность тел
И человек есть испытатель боли.
Но то ли свой ему неведом,
то ль ее предел.

1 ВЕДУЩИЙ:

Безграничная Вера звучит в каждой строчке стихотворения другого русского поэта – Дмитрия Мережковского:

ЧТЕЦ:

 

Везде я чувствую, везде
Тебя, Господь, – в ночной тиши,
И в отдаленнейшей звезде,
И в глубине моей души.
…Пока живу – Тебе, молюсь.
Тебя люблю, дышу Тобой,
Когда умру – с Тобой сольюсь,
Как звезды с утренней зарей.
                                      ( Д. Мережковский «Бог»)

2 ВЕДУЩИЙ:

Анне Ахматовой, как никому из поэтов XX века, удалось почувствовать и передать трагедийность, свойственную Библии, – от Книги Бытия до Откровения Иоанна Богослова. Наверное, для этого надо было родиться на рубеже XIX – XX веков и именно в России. Надо было еще понять свой дар, свое призвание так, как это произошло с Ахматовой в начале поэтического пути.

ЧТЕЦ:

 

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

 

1 ВЕДУЩИЙ:

Традиция писания религиозных стихов духовными лицами в русской поэзии не нова. Не углубляясь в далекое прошлое, назовем некоторые имена таких поэтов нашего века: это отец Иоанн Шаховский, отец Варсонофий (Павел Иванович Плиханков), издавший свои стихи под псевдонимом Странник, Мать Мария (Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева), отец Роман (Александр Иванович Матюшин).

 

 

ЧТЕЦ:

 

Блажен, кто крест здесь понесет в терпенья:
Он обновится весь и сердцем, и умом;
Его все думы будут об одном –
Стяжать за гробом вечное спасенье.
И всей душой возлюбит он Христа,
И радостью исполнятся его и сердце, и уста…
И он постигнет, полный изумленья,
Что есть иные, высшие стремленья,
Иная есть любовь, иная красота;
Что жизнь духовная есть область идеала,
И бытия иного – вечного – начало,
Есть первый его звук, начальная черта…

2 ВЕДУЩИЙ:

«Путь к Богу лежит через любовь к человеку, и другого пути нет…» – говорила поэтесса монахиня Мария, автор двух поэтических сборников – «Скифские черепки» и «Руфь». В одном из стихотворений Мать Мария так изложила свое жизненное кредо.

ЧТЕЦ:

Пусть отдам мою душу я каждому,
Тот, кто голоден, пусть будет есть,
Наг – одет, и напьется пусть жаждущий,
Пусть услышит неслышащий весть.
От небесного грома до шепота,
Учит все – до копейки отдай.
Грузом тяжким священного опыта
Переполнен мой дух через край.
И забыла я, есть ли средь множества
То, что всем именуется «я».
Только крылья, любовь и убожество,
И биение всебытия.


1 ВЕДУЩИЙ:

Русская духовная поэзия, как правило, поучительна. Не является исключением в этом смысле и творчество отца Романа. Основные сюжеты духовных песнопений автора – грех, покаяние, Голгофа, Страшный Суд, тема России. Стихи его близки по духу и стилю к разделу духовной поэзии, именуемой «русскими духовными стихами».

2 ВЕДУЩИЙ:

Предваряет стихи о. Романа его проникновенное обращение к читателю: «Мир сердцу твоему, мой дорогой читатель! Прочти эти стихи, уединись, побудь с самим собой. И да успокоится душа твоя, которая дороже всего мира. И если Господь коснется тебя, помолись обо мне, чтобы призывающему к покаянию не умереть без покаяния. Да не будет сего и с тобою».

1 ВЕДУЩИЙ:

Его песни и стихи расходятся далеко и широко. Духовная поэзия иеромонаха Романа божественно прекрасна. В ней – любовь к истине, красоте, свободе… Это поэзия совершенно счастливого человека, идущего по своему избранному  одинокому пути… Один из последних сборников стихов отца Романа так и называется «Одинокий путь».

ЧТЕЦ:

Без Бога нация – толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, – жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

2 ВЕДУЩИЙ:

Со стихами о. Романа перекликаются строки другого современного поэта – Юрия Калашникова.

ЧТЕЦ:

 

Не плачь, мой Ангел, не грусти.
Я слишком долго жил без Веры
И досаждал Тебе без меры,
Презрев к спасению пути.
О, как лукавый ликовал,
Как весело блестели рожки,
Как похотливые ладошки
Он вожделенно потирал.
А Ты, униженный, скорбел
И за меня стократ молился,
Прощал, любил и не стыдился.
Ты душу мне спасти хотел.
И как заботливая мать,
Ее пытался направлять
Под сень духовного начала…
Свершилось! Очередь настала
Тебе, мой Ангел, ликовать!
Я воплотил Твою мечту,
Воспринял древний Символ Веры
Отверг вчерашние химеры
И душу посвятил Христу.

1 ВЕДУЩИЙ:

Говоря о духовной поэзии, нельзя не назвать имя Александра Солодовникова, который ныне по праву считается одним из лучших русских духовных поэтов. Таинство живет в его поэзии, в каждом приходящем дне, в цветенье деревьев, в скорби, в слезах. Поэт видит символичность жизни, каждое событие в которой – это слово Божье о мире.

ЧТЕЦ:

 

Смотреть на мир – как это много!
Какая радость без конца!
Смотреть на мир и видеть Бога,
Непостижимого Отца.
По вере жить – как это много!
Не уклоняясь от креста,
По вере жить и славить Бога,
За нас распятого Христа.
В молитве быть – как это много!
Встречать сердечную весну,
В молитве быть и слышать Бога –
Святого Духа тишину.

2 ВЕДУЩИЙ:

Из современных поэтов, пишущих духовные стихи, назовем имя Ирины Самариной.  Ее стихи  диктует душа ….

         

 

ЧТЕЦ:

 

А надо, чтобы в каждом слове – Бог…
И надо, чтобы в каждой мысли – свет.
Тогда и солнце вовремя взойдёт,
Тогда и злиться – надобности нет…

Бывает, очень сложно воспринять
Чужие недостатки и грехи.
Но стоит ли кого-то исправлять,
Когда от Бога сами далеки?

Не научились верить и прощать,
И сострадать мы можем не всегда.
А Бог умеет чудом поощрять
Людей, в ком не исчезла доброта…

В ком сохранились детские черты,
Они в душе… Там искренность живёт.
И раз не исполняются мечты,
То Бог ещё от вас чего-то ждёт…

Возможно, нужно просто сделать шаг…
Из сердца удалить вагон обид.
И Бог подаст какой-то верный знак,
Что к счастью путь свободен и открыт…

Я каюсь, что сама себе во вред,
Жила в плену уныний и тревог…
А надо, что бы в каждой мысли – свет…
И надо, чтобы в каждом слове – Бог…

 

1 ВЕДУЩИЙ:

Обращение к Душе, к Богу неистребимо в человеке. Может быть, поэтому в конце XX века остается сильной религиозная тенденция в поэзии.

 

ЧТЕЦ:

 

А всего и было, что душа.
Господи! Какая это малость!
Ни плоха была, ни хороша,
А почти Вселенною казалась!

А всего и было, что любовь.
Господи! Лишь одного прошу я:
Подари мне эту муку вновь
И не отбери, пока дышу я.
                                   (Н. Мирошниченко)

2 ВЕДУЩИЙ:

Вот и подходит к концу наша встреча.  Ваше постижение этой темы может продолжаться до бесконечности. Сегодня мы лишь прикоснулись к разговору о тайной жизни человеческой Души. Эта тема бесконечна, как и сама жизнь…

ЧТЕЦ:

До конца, до тихого креста
Пусть душа останется чиста!
Перед этой желтой, захолустной
Стороной березовой моей
Перед жнивой пасмурной и грустной
В дни осенних горестных дождей,
Перед этим строгим сельсоветом,
Перед этим стадом у моста,
Перед всем старинным белым светом
Я клянусь: душа моя чиста.
Пусть она останется чиста
До конца, до смертного креста! (Н. Рубцов « До конца»)

1 ВЕДУЩИЙ:

Пусть будет тело ваше в движении, ум в покое, а душа прозрачна и светла, как горное озеро!

2 ВЕДУЩИЙ:

Лишь тогда молитва сможет проникнуть в сердце и возжечь в нем огонь Веры, Надежды и Любви!

 

Выступление Киры

Божья доброта

Птички прыгают по веткам
Днем под небом голубым.
Бог дает хорошим деткам
Все, что нужно в жизни им.

Нужен хлеб? Дает им хлеба
В поле, в доме, на столе.
Нужно солнце? Даст им с неба,
Чтоб не зябли на земле.

Бог дает игрушки детям,
Когда хочется играть,
Но всего ценней на свете
Божья милость благодат